Методическая работа

План методической работы на 2021-2022 уч. год

Основные задачи педагогического коллектива на 2021 – 2022 учебный год.

Администрация

МО русского языка и литературы

МО учителей математики и информатики

МО учителей иностранного языка

МО учителей истории и географии

МО естественно-научного цикла

МО учителей искусства

МО учителей технологии

МО учителей физической культуры и ОБЖ

Служба психолого-педагогической поддержки

 

   Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества образования, связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способного реализовать себя в социуме. Изменения в развитии общего образования РФ потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе.

Миссия методической службы школы такова:

обеспечить для участников ОС условия для оптимального уровня раскрытия личностного потенциала, развитие профессиональной компетенции.

 Тема МР: «Создание образовательной среды, способствующей самореализации личности ученика в современных условиях».

Основные цели и задачи МС:

- создание единой адаптивной образовательной среды, главной ценностью которой является личность ребёнка, её здоровое творческое развитие, самореализация и самоопределение в обществе,

- повышение качества обучения за счёт освоения педколлективом технологий развивающего и информационно-коммуникативного обучения,

- реализация личностно-ориентированных педагогических технологий и профильного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся,

- обеспечение качественного усвоения образовательных стандартов через систему мониторинга образовательного процесса с использованием внешней экспертизы,

- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО,

- использование разнообразных схем взаимодействия учителя и учащихся с целью предупреждения неуспешности  в обучении, создания комфортных условий обучения и профессиональной деятельности, повышения качества сдачи ГИА и ЕГЭ, стимулирование самостоятельной познавательной активности школьников.

         

Все учителя вовлечены в методическую работу через работу предметных МО.

В этом учебном году работало восемь  предметных МО и МО классных руководителей. Возглавляют методические объединения ответственные, творческие учителя, имеющие опыт работы:
Азарина О.Н. (МО учителей русского языка и литературы),

Назарова О.А. (МО учителей математики и информатики),

Хрипунова Л.С. (МО учителей естественно-научного цикла),

Тарасова Ж.В. (МО учителей иностранного языка),

Кравцова Л.С. (МО учителей истории),

Колупанова М.Н. (МО учителей начальных классов),

Кондрашин Д.Н. (МО учителей физической культуры, ритмики  и ОБЖ),

Семьянская Е.В. (МО учителей технологии),

Ветрова Л.В. (МО классных руководителей). 

Работа МО проводилась в соответствии с планом работы и была направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства учителей, изучение и применение эффективных технологий обучения.

На заседаниях МО успешно рассматривались вопросы:

- знакомство с инструктивно-методическими письмами,

- работа с образовательными стандартами,

- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,

- методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к УПД,

- новые технологии и проблемы их внедрения в практику,
- отчёты по самообразованию
- анализ наиболее трудных вопросов программы, диагностика педагогических затруднений в деятельности учителя и другие.

 Обновление и совершенствование образовательного процесса  осуществлялось через совершенствование методики проведения урока. Этой проблеме уделялось должное внимание в работе методических объединений. На заседаниях обсуждались теоретические вопросы, учителя делились опытом работы, проводились открытые уроки. Проведение открытых уроков является  одной из эффективных форм повышения методического мастерства, демонстрации опыта работы учителя. На открытом уроке учитель имеет возможность наглядно, доступно, убедительно показать результативность и методическое мастерство своей работы

   Росту методического мастерства учителя, развитию интереса к преподаванию предметов способствовала проводимая внеклассная работа. В основном она была  представлена участием учителей в проведении предметных декад. Предметные декады проводились в соответствии с утвержденным на методическом совете графиком. Каждое методическое объединение своевременно представляла  подробную программу проведения предметной недели. Все учителя приняли участие в проведении декад. Открытые мероприятия в рамках предметных декад прошли на высоком методическом уровне. По данному вопросу написаны справки и приказы.

Значительное внимание в работе  методической службы уделялось дифференциации, индивидуализации в обучении учащихся. Каждый учитель индивидуально работает над  этой проблемой через обновление содержания и методики обучения. Большинство учителей методически верно подходили к решению возникающих проблем, использовали новейшие учебно-методические комплексы, составляли модифицированные программы, учебные методики, способствующие дифференцированному обучению учащихся.

Должное внимание  уделялось в работе методических объединений совершенствованию методического мастерства учителя по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ (11 кл.) и сдаче ГИА в новой форме в 9 классе. С целью совершенствования подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА трижды в течение учебного года проводились диагностические работы. Результаты анализировались на заседаниях МО, педсоветах, родительских собраниях в 9 и 11 классах своевременно вносились коррективы в работу учителя-предметника с учащимися, показавшими слабый результат. Зам. директора по УВР был спланирован график консультаций по подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ.

Участие в профессиональных конкурсах есть шаг в повышении квалификации педагога, шаг в повышении его методического мастерства. Конкурсы нужны учителям, так как:

- способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;

- создают условия для повышения квалификации;

- выявляют творческих, инициативных людей, способных заниматься результативно методической работой;

- повышают престиж учительской профессии.

Радует, что учителя нашей школы стали обращать внимание на дистанционные конкурсы, которые тоже повышают профессиональный уровень педагога, потому что он:

- учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернета;

- развивает логическое мышление;

- приходит к осознанию, что сфера его деятельности – открытое образовательное пространство.

Кроме того, наши коллеги стали активными участниками вебинаров, тоже своего рода курсов повышения квалификации. Самые активные участники – учителя русского языка, математики, английского языка.

Как положительный момент в организации МР  следует отметить тенденцию учителей нашей школы в публикации статей из опыта своей работы.

Хочется сказать, что в нашем коллективе очень много педагогов-новаторов и мастеров своего дела, которым есть чем поделиться не только на муниципальном и региональном уровнях, но и на федеральном тоже. Поэтому в следующем учебном году надо смелее и активнее распространять педагогический опыт работы.

Но в то же время проблем в работе методической службы, которые требуют от всего педагогического коллектива и методического совета совершенствования  профессиональной подготовки, очень много. Чтобы успешно решать эти проблемы педагогическому коллективу необходимо продолжить работу по совершенствованию профессионального мастерства и помнить о том, чтобы хорошо обучать и воспитывать наших детей, мы должны постоянно учиться сами, и прежде всего, методическому мастерству.

Предложения по совершенствованию работы методической службы:

- всем методическим объединениям, каждому учителю при планировании методической работы, самообразования считать приоритетным направлением работу над единой методической темой;

- провести в начале учебного года диагностику по созданию творческих групп учителей по изучению и внедрению инновационных технологий (метод проекта, тестовые технологии, рейтинговая система обучения и  др.);

- с целью активизации работы по внедрению инновационных технологий активнее проводить экспериментальную работу, заявлять об открытии экспериментальных площадок по изучению результативности используемых технологий индивидуального подхода в обучении учащихся;

- внедрять в практику работы ФГОС нового поколения;

 МС школы опираться на следующие направления деятельности:

- информационно-просветительскую:

Ø  доведение до сведения педагогов локальных актов, Положений, документов, регламентирующих деятельность ОУ и введениее новых стандартов образования;

Ø  знакомство с нормативно-правовой базой ГИА, ЕГЭ,ФГОС;

Ø  информирование о результатах деятельности коллектива;

Ø  оформление стендов, страниц школьного сайта;

          - диагностико-проектировочный:

Ø  систематизация материалов с целью выявления «поля успешности» педагогов, проблем;

Ø  доработка Дорожной карты по введению ФГОС НОО;

Ø  составление проекта профильной школы согласно образовательным запросам обучающихся и их родителей;

          - в области развития содержания образования:

Ø  работа по апробации новых методов обучения;

Ø  методическая и информационно-организационная поддержка аттестующихся педагогов;

Ø  дальнейшая интеграция школьного дополнительного образования и учебной деятельности;

           - инновационное направление:

Ø  внедрение и освоение новых методов и форм  обучения и оценки знаний, результатов проектной деятельности;

Ø  пополнение материалов информационно-методического банка педагогов;

Ø  организация открытых уроков разного уровня;

Ø  презентация результативности опыта.

В школе работало десять методических объединений учителей.

Методическое объединение  учителей  начальных классов объединяет  9 учителей (руководитель - учитель высшей категории Колупанова М.Н.). Коллектив педагогов работоспособный, творческий, организует работу в соответствии с приоритетными направлениями, характерными  для современной общеобразовательной школы. Они работают по разным учебным программам, уделяют должное внимание обновлению методики работы.

 «Повышение эффективности  и качества образования в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения» и соответственно цель: совершенствование педагогического мастерства учителя в сфере формирования УУД. Исходя из целей,  МО работало над решением следующих задач:

   - совершенствование научно-теоретического и методического уровня  учителей, акцентирование внимания на повышении уровня самообразования;

   - создание условий для постепенного перехода на ФГОС второго поколения;

   - изучение и внедрение в практику работы Федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, программ и учебников для начальной школы;

  -  совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности с применением современных технологий, использования в работе передового опыта;

   -  совместная работа учителей начальных классов, воспитателей ГПД, учителей- предметников с целью развития познавательной активности, интереса к преподаваемым предметам, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

   - организация образовательной среды на основе сотворчества, сотрудничества детей и взрослых, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности.  

   Учителя начальных классов учились проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетентностей, отбирать методы, средства, приёмы, технологии, соответствующие ФГОС второго поколения. Накапливали дидактический материал, соответствующий новым Стандартам, внедряли в практику работы технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся, такие как технология развития критического мышления, информационные, игровые, проблемные, коммуникативные, метод проектов, метод самостоятельной работы и др., осваивали технологию создания компетентностно-ориентированных заданий. Постепенно начали внедрять в процесс обучения мониторинг процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника. Совершенствовали формы работы с одарёнными учащимися.

 Благодаря активному, творческому коллективу педагогов, сотрудничеству с учителями-предметниками, родителями, учащиеся начальных классов не только успешно учатся, но и живут яркой запоминающейся, разнообразной школьной жизнью, а это и есть та образовательная среда, которая способствует самореализации каждого ученика в современных условиях.